Сложности перехода. Сценарий мероприятия в ДОО.

Приложение №4.
Сложности перехода. Сценарий мероприятия в дошкольных образовательных учреждениях.

(количество участников мероприятия зависит от возможностей образовательной организации и обговаривается отдельно с менеджером «Движение без опасности»)

Цели занятия:

Сформировать у детей 5-7 лет знания о безопасном поведении на пешеходных переходах, развитие навыков коммуникации с водителями.

Задачи занятия:

— Образовательные — познакомить с понятиями «дорога и ее составляющие», донести необходимость соблюдения основ ПДД для пешеходов; восприятия ПДД как системы коммуникации, а не ограничений; объяснить, что безопасность — дело каждого человека; донести правила поведения при переходе проезжей части дороги по пешеходным переходам.
— Воспитательные — содействовать формированию установки на безопасное поведение на дорогах; воспитать восприятие себя как части общества; поднять уровень личной ответственности за безопасность на дорогах.
— Развивающие — развивать мотивацию к безопасному поведению на дорогах; привить навыки коммуникации с водителями, распознания знаков, которые они подают.

Методические указания к проведению занятия:
В результате проведения занятия дети должны усвоить, что для обеспечения безопасности на дорогах большое значение имеет коммуникация между водителями и пешеходами, знание и соблюдение ПДД; получить знание о видах пешеходных переходов, правилах их перехода, а также о таких понятиях, как «световозращающий элемент», «дорога и ее составляющие».
Дети должны усвоить правила коммуникации с водителем: заметил водителя, убедился, что он тебя пропускает, поблагодарил его.
Занятие проходит с участием двух педагогов-аниматоров (двух девушек).

Аниматоры играют роль двух персонажей — девочки Светки и ее мамы. Светка (с яркими рыжими хвостиками, веснушками, одета в платье и белую вязаную шапку с помпоном), добрая и ответственная, с большим желанием добиться справедливости, порядка и безопасности, однако знает еще слишком мало. Мама (в пальто, юбке, сапогах и в шарфе), добрая и заботливая, учит Светку Правилам дорожного движения.

Легенда занятия: Светка и ее мама приходят к ребятам, чтобы попросить их о помощи. Светка, в силу своей молодости и невнимательности, перепутала все Правила дорожного движения, забыла, как правильно себя вести на дороге, и теперь городу грозит опасность! Только при помощи внимательных и прилежных ребят Светка и ее мама смогут исправить все ошибки, совершенные Светкой, но для этого придется постараться и выполнить несколько заданий. За помощь каждому ребенку Светка и ее мама подарят подарки!

План занятия:
1. Знакомство. Введение в проблематику.
2. Дорога и ее элементы. Упражнения на стенде-карте.
3. Наземный пешеходный переход (регулируемый и нерегулируемый). Упражнения на игровом ковре.
4. Световозвращающие элементы. Отработка темы в процессе мини-спектакля.
5. Заключение. Раздача подарков.

Сценарий интерактивного обучающего занятия с практическими игровыми заданиями на контроль усвоенного материала

Вводная часть /10 минут/

Мама Светки:
Доброе утро, ребята! Скажите, как часто вы переходите дорогу? Каждый день? Много раз в день? А как называется человек, который идет пешком? Правильно, пешеход. А тот, кто едет в машине за рулем? Правильно, водитель. Я задаю так много вопросов про дорожное движение, потому что нам нужна ваша помощь.
Давайте знакомиться, это Светка, а я ее мама.
Светка была не очень внимательной, и перепутала все Правила дорожного движения. Все забыла, напутала, поменяла, и теперь на дорогах нашего города очень опасно! Помогите нам навести порядок, чтобы потом вы могли рассказать вашим родителям о том, как правильно вести себя на дороге, поможете?

Дети говорят, что помогут.

Светка:
Спасибо, ребята! Надеемся, что с вашей помощью мы исправим все мои ошибки! Больше всего я запуталась в том месте, где на дороге водители встречаются с пешеходами. Кто из вас знает, что это за место? Правильно, это пешеходный переход, по нему вы переходите дорогу вместе с родителями!

Мама Светки:
Для того чтобы пешеходы и водители были в безопасности на дорогах и чувствовали себя уверенно, были придуманы Правила дорожного движения. А давайте с вами вспомним, какие мы вообще знаем и соблюдаем правила в нашей жизни? Например, все знают, что, вернувшись домой с улицы, обязательно надо помыть руки. А какие правила знаете вы?

Дети отвечают.

Светка:
А я знаю такое правило: иногда надо чистить зубы! Потому что если не почистишь, мама не даст конфеты!

Мама Светки:
Ребята, Светка правильно говорит?

Дети отвечают, что нет.

Мама Светки:
Конечно, доченька, ты ошибаешься! Видите, нам очень нужна ваша помощь! Вот и на дороге точно так же: есть правила, которые должны выполнять все участники дорожного движения, и пешеходы, и водители, чтобы быть в безопасности. Правила дорожного движения сокращенно называются ПДД, и придуманы они не для того, чтобы все время нам все запрещать, а для того, чтобы регулировать наши передвижения по дорогам и обеспечивать безопасность. И самое главное, что нужно запомнить: безопасность на дороге зависит от каждого из нас, от меня, от Светки, от вас и от вашей воспитательницы. Если все участники дорожного движения будут соблюдать ПДД, на дорогах будет безопасно.

Светка:
Ребята, а вы знаете, кто на дороге следит за исполнением Правил дорожного движения?

Мама Светки:
А про это мы сейчас узнаем, потому что Светка выучила стихотворение про ГИБДД. А я буду показывать картинки, так нам легче будет слушать и запоминать.

Светка читает стихотворения про ГИБДД, после которого мама показывает картинку с изображением соответствующей службы.

Светка:
Следят целый день за дорогами
Даже ночью, когда горят фонари
Что бы не нарушали ПДД
Работает служба ГИБДД!

Мама Светки (показывает картинку):
Умница, дочка! ГИБДД — это Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения, ее работники следят за соблюдением ПДД на дорогах, выявляют нарушителей, помогают нам на дорогах.

Мама Светки (показывает карточку)
А еще у нас в стране есть такая организация, называется ЦОДД – Центр Обеспечения Дорожной Безопасности. Их работа заключается в том, чтобы собирать и анализировать информацию о дорожном движении, маршрутах транспортных средств, дорожных условиях.

Светка:
А теперь, давайте поиграем?

Да-а-а!

Часть 1. Дорога и ее составляющие

Аниматоры используют вертикальный стенд (аналогичный карте-столу в детских садах), на котором размещены магниты – автомобиль, велосипедист, автобус, зебра, пароход, стрелочки, обозначающие направление движения.

Мама Светки:
У нас с вами есть вот такой стенд-карта, на котором мы будем учиться правильно вести себя на дороге. И первое задание вы уже видите прямо перед собой: все перепуталось! Наша задача — оставить магниты, которые имеют отношение к дорожному движению, а все ненужные — отложить в сторону. На это у нас с вами будет одна минута, я засеку время, а потом мы посмотрим, что у нас получилось. Для того чтобы выполнить это упражнение, мне нужно несколько добровольцев, 5 человек. Кто готов? Начинаем!

Задание 1
На карте-стенде размещены магниты — знаки дорожного движения, автомобили и другие транспортные средства, обозначения переходов и т.д. задача детей — убрать неправильные (не относящиеся к теме дорожного движению карточки), чтобы освободить карту для дальнейшего задания.
Правильные магниты: автобус, велосипед, автомобиль
Неправильные магниты: самолет, пароход, зебра.
Магнит со Светкой и стрелочки, направляющие движение, пока отсутствует на доске.

Мама Светки:
Вы все молодцы! Мы убрали ненужные элементы, которые не имеют отношения к теме дорожного движения. Давайте похлопаем нашим добровольцам, они отлично справились! А теперь давайте посмотрим, как безопасно себя вести на дороге.

Светка:
Мама, я правильно понимаю, что нужно идти себе вперед, да и все?

Мама Светки:
Ребята, как думаете, Светка правильно говорит?

Дети отвечают, что нет.

Мама Светки:
Эх, Светка, Светка. Вот тебе-то сейчас и надо быть самой-самой внимательной, ведь мы будем учиться безопасному поведению на дороге! Сейчас я тебе покажу, как правильно соблюдать правила дорожного движения, а ребята будут мне в этом помогать. Поможете, ребята?

Дети соглашаются, после чего Светка помещает свой магнитик на карту.

Аниматоры проводят задания на столе-карте. На каждое задание аниматоры вызывают на сцену 1-2 детей, вовлекая их в выполнение задания.

Задание 2 — попытка перейти дорогу в неположенном месте.
Локация 1 (прямая широка дорога с двумя полосами дорожного движения, справа не регулируемый пешеходный переход, слева подземный пешеходный переход). С места нахождения Светки видны справа нерегулируемый пешеходный переход, слева подземный переход.

Светка:
Смотрите, вот тут стою я и мне нужно перейти дорогу, ведь я хочу купить мороженное здесь! По дороге ездят автомобили, гудят, сигналят! Кстати, вы можете угадать, в какую сторону едут автомобили?

Дети говорят, что у нас правостороннее движение и Светка помещает на карту стрелочки, обозначающие направление движения автомобилей.

Мама Светки:
Так как Светке перейти дорогу?

Светка:
Да прямо так и перейду!

Мама Светки:
Ребята, Светка правильно говорит?

Нее-е-т!

Светка:
Прости, мама, я совсем запуталась! Ребята, поможете мне найти пешеходный переход?

Решение:
Дорогу в любой момент можно перейти по подземному переходу, вот он. Или перейти по наземному переходу, он обозначен специальными дорожными знаками и разметкой. Для перехода надо убедиться, что машины полностью остановились и пропускают пешехода. Но лучше всего использовать подземный пешеходный переход, ведь он безопаснее.

Задание 3
Локация 2 (Прямая дорога с 4-мя полосами дорожного движения, с регулируемым пешеходным переходом, на противоположной стороне, автобусная остановка). Светка подходит к регулируемому пешеходному переходу и видит два светофора (транспортный и пешеходный).

Светка:
Кажется, вдалеке я вижу подъезжающий автобус – надо поторопится, чтобы успеть на него. А вот и пешеходный переход, можно переходить!

Мама Светки:
Нет, доченька, сначала нужно на светофор посмотреть, когда для нас специальный сигнал загорится. Ребята, на какой сигнал светофора дорогу можно переходить и когда?

Решение:
Дорогу, где много полос движения автотранспорта, нужно переходить только после того, как остановятся все машины на каждой полосе. Необходимо ориентироваться на пешеходный светофор и переходить только на зеленый сигнал. При этом на только что загоревшийся зеленый сигнал бежать к автобусу опасно, надо убедиться, что нет машин! Лучше подождать другой автобус, чем попасть в ДТП.

Задание 4
Локация 3 — автобусная остановка и дорога к следующей остановке.

Светка:
Ну вот, я опоздала на автобус… Но вот подъехал следующий! А когда автобус приехал, открываются двери, через которые выходят люди. Что бы успеть, запрыгну-ка я в последнюю дверь!

Мама Светки:
Нет, Светка, так нельзя. Ребята, как правильно заходить в автобус?

Решение:
Безопасно заходить только в те двери автобуса, которые предназначены для входа пассажиров.

Задание 5
Локация 4 — автобусная остановка, дорога с двумя полосами дорожного движения, прокат велосипедов на противоположной стороне).

Мама Светки:
Что еще нужно запомнить про автобус: нельзя переходить дорогу перед автобусом или позади него, надо дождаться, пока он уедет. Дорогу переходим по наземному пешеходному переходу, вы уже запомнили, как это делается — убеждаемся, что нет машин или они все остановились и пропускают вас, смотрим налево, направо и снова налево, переходим. Благодарим водителей кивком головы за то, что они вас пропускают.

Задание 6
Локация 5 — прокат велосипедов, тротуар, велосипедная дорога, рядом дорога для автомобилей).

Светка:
Думаю, надо взять в прокат велосипед, чтобы поскорее доехать до дома.

Мама Светки:
Хорошо, возьми, что будешь делать дальше?

Светка:
Да прямо на дорогу с тротуара выскочу, так быстрее!

Мама Светки:
Нет, дочка, мы так не поедем. Дети, подскажите Светке, где можно ездить на велосипеде, а где нельзя?

Дети подсказывают, что нужно ехать по тротуару или велосипедной дорожке

Мама Светки:
Пока вам не исполнится семь лет, на велосипеде можно ездить только по пешеходным тротуарам, потом вам можно будет ездить по велосипедным дорожкам. Не забывайте об этом, пожалуйста!

Задание 7
Локация 6 — дорога без пешеходного перехода (узкая), с поворотом.

Мама Светки:
Осторожно, впереди еще одна дорога!

Светка:
Давай, попробуем проскочить? Вот тут, сразу после поворота.

Мама Светки:
Но дорогу же не видно из-за поворота? Вдруг там машина?

Светка:
Прости, мама, не подумала. Как же мне быть? Ребята, поможете?

Решение:
Обязательно нужно спешиться, осмотреться вокруг и выбрать безопасное место для перехода дороги. Переходить дорогу на велосипеде нельзя, необходимо всегда спешиваться и вести велосипед сбоку от себя.

Задание 8 — жилая зона.

Мама Светки:
Ну вот ты и около дома!

Светка:
Теперь можно расслабиться, ведь мы здесь главные, а не автомобили.

Мама Светки:
Нет, Светка, ты не права. Ребята, поможете объяснить, почему?

Решение:
Светка знает, что в жилой зоне пешеходы главнее водителей, но это не значит, что можно терять бдительность и забыть о машинах, которые все-таки ездят по дворам.
Необходимо все равно быть внимательным и следить за машинами вокруг. Не стоит играть в жилой зоне на проезжей части, так как паркующиеся автомобили могут просто не заметить маленького ребенка.

Часть 2. Наземный (нерегулируемый и регулируемый) пешеходный переход /10 минут/
Светка:
Спасибо вам, ребята! Теперь я запомнила правила дорожного движения! А вы?

Да-а-а!

Мама Светки:
Мы так много узнали о пешеходных переходах, что пришло время оказаться на переходе на самом деле! Приглашаем вас к пешеходному переходу. Сейчас я буду выдавать вам мини-задания, которые нужно будет выполнить согласно ПДД, и помогать нашей Светке правильно их выполнять. Готовы?

На полу игровой зоны лежит коврик «зебра», у аниматоров есть реквизит для выполнения детьми мини-заданий.

Мама Светки:
Я буду вызывать по 2-3 человека и давать мини-задания, кто готов?

Далее мама Светки выдает мини-задания, вызывая игроков на переход.

1
Встаньте по двум сторонам перехода, будете пешеходами, а ты — на дорогу, будешь водителем. Задача водителя — правильно повести себя перед переходом, а задача пешеходов — правильно перейти переход, посмотрев сначала налево, потом направо, а потом снова налево — так вы убедитесь, что машин нет и путь свободен. /3 человека/

Мама Светки:
А еще водитель и пешеход должны обязательно общаться друг с другом на пешеходном переходе. Поскольку слышать друг друга они не могут, общение происходит с помощью знаков — жестов. Водитель обязательно останавливается перед пешеходным переходом и смотрит в глаза пешеходу. Пешеход, например, кивком головы подтверждает, что увидел водителя и что он остановился. Водитель жестом показывает, что пешеход может пройти, а пешеход благодарит взмахом руки водителя за то, что тот пропускает.

Светка:
Сейчас мы мамой будем показывать вам карточки с картинками, на которых изображены разные знаки. Ваша задача — понять и ответить, что означают эти знаки.

Светка с мамой показывают карточки, на которых нарисованы различные знаки, которые показывают водители. Задача детей — предложить свои варианты, что они означают.

Светка:
Давайте порепетируем на нашем переходе? Нужны два желающих! Ты будешь пешеходом, а ты — водителем. Ваша задача — правильно обменяться знаками на пешеходном переходе. Не забудьте, что водитель обязательно тормозит перед переходом, а пешеход не вступает на переход, пока не убедится, что водитель его пропускает.

Мама Светки:
А как вы думаете, водитель в любой ситуации сможет остановиться на пешеходном переходе, чтобы пропустить пешехода? Нет, не всегда, поэтому пешеход должен обязательно убедиться, что все машины полностью остановились и пропускают его на переходе. Давайте с вами вместе посмотрим. Мне нужно два человека. Возьми машинку, ты будешь водитель. А ты будешь пешеход. Водитель у нас двигается, а пешеход решает — можно ли ему переходить дорогу или нет.
(дети создают игровую ситуацию на переходе: водитель двигается, а пешеход должен решить, когда ему можно переходить, аниматоры помогают).

Светка:
А еще на пешеходных переходах стоят светофоры. Ребята, давайте вспомним, зачем они нужны?

Аниматоры достают светофор и ставят его стороной для пешеходов лицом к детям.

Мама Светки:
Светофоры нужны для того, чтобы подавать сигналы водителям, когда можно ехать, а пешеходам, когда можно переходить дорогу. Кто скажет, чем отличается светофор для водителя и для пешехода?

Дети отвечают, что у светофора для водителя три сигнала, а для пешехода два и что на нем изображены человечки.

Светка:
Ребята, а вы знаете, на какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

Дети говорят, что на зеленый.

Мама Светки:
Правильно! Но даже когда загорелся зеленый сигнал, нельзя сразу перебегать через дорогу! Обязательно посмотрите по сторонам, чтобы убедиться, что все машины остановились и пропускают вас! Смотрите, сейчас у нас на светофоре горит зеленый свет, значит переходить дорогу можно.

Светофор загорается красным, после того как мама нажимает на кнопку.

Светка:
А теперь горит красный. Как вы думаете, переходить можно?

Дети говорят, что нельзя. Светофор поворачивают лицом к детям стороной для автомобилистов. Пока Светка говорит, мама Светки переключает светофор на красный, зеленый и желтый сигналы.

Мама Светки:
Для водителей у светофора похожие правила, красный сигнал означает что нужно остановиться, а зеленый — что можно ехать. А если горит желтый, это значит, что пора снижать скорость.

Реквизит:
Пешеходный переход (ковер)
Руль
Карточки со знаками водителей и пешеходов
Светофор
Дождевик с капюшоном
Наушники
Самокат

Часть 3. Интерактивный спектакль /10 минут/
Светка:
Ребята, а как сделать так, чтобы водители вас заметили? Например, я знаю один способ: попрыгать на месте — тогда все точно обратят на тебя внимание. Вот, я умею! (прыгает) А вы знаете способ, как сделать так, чтобы быть заметным?

(вместе со Светкой и ее мамой дети проговаривают варианты — помахать рукой, крикнуть и т.п.)

Мама Светки:
Ух ты, как много вариантов! А как вы думаете, они подходят для того, чтобы быть заметным для водителя, когда вы переходите дорогу?

Нее-е-т!

Мама Светки:
Правильно, подходят не все. Чтобы водитель видел вас, даже когда уже вечер и темно, существуют специальные приспособления — они называются световозвращающие элементы, и выглядят вот так (показывает).

Светки:
Кстати, про световозвращающие элементы мы будем рассказывать не только вместе с мамой. У нас есть вот такая кукла, зовут ее угадайте как — Светка, ха-ха! Светка очень прилежная и ответственная девочка, она знает, что на одежде, сумке или рюкзаке должны быть световозвращающие элементы — это залог безопасности пешехода.

Мама Светки:
А вот настоящая Светка иногда забывает про это условие. Давайте все вместе проверим, хорошо ли будет заметно Светку на пешеходном переходе. Нам помогут в этом фонарики.

Светка:
Вот фонарики, это будут фары вашего автомобиля. Сейчас мы выключим свет — представьте, что на дороге вечер и уже стало темно. Нашей маленькой Светке нужно перейти дорогу. Давайте посветим на нее фарами!
Аниматоры показывают баббл Светку стороной без световозвращающих элементов и встают по другую сторону комнаты. Дети светят на нее с другого конца комнаты. Выключается свет.

Мама Светки:
Но ведь так совсем не видно!

Включается свет.

Светка:
Я придумала! У меня есть коробка со световозвращающими элементами, может быть, они нам помогут?

Мама Светка:
Ребята, мне нужно несколько добровольцев!

Светка достает коробку «в помощь пешеходу», где лежат световозвращающие элементы и фонарики. Дети получают фонарики и световозвращатели, аниматоры тоже берут по светоотражателю. Выключается свет, дети светят друг на друга.

Мама Светки:
Отлично, теперь нас всех видно, ведь на нашей одежде есть световозвращающие элементы. Эти элементы «ловят» свет фар автомобиля и «возвращают» его обратно к источнику света — так, чтобы водитель мог увидеть, что впереди кто-то есть, даже когда темно, и нужно снизить скорость и затормозить. Смотрите, вот и маленькая Светка засветилась!

Детям показывают баббл Светку стороной, где на ней закреплены светоотражатели. Включается свет.

Реквизит:
— несколько фонариков
-кукла баббл
-световозращающие элементы

Заключение. Раздача подарков.
Мама Светки:
Ребята, спасибо вам за то, что вы были такие внимательные и активные! Сегодня вы узнали много нового, давайте вспомним, что именно. Поднимите руки и расскажите, что вы сегодня узнали?
Дети говорят то, что им запомнилось. Высказывания аниматоры облекают в правильные формулировки, пример:
Ребенок: Я запомнил, что водителю нужно подавать знак в благодарность.
Светка: Правильно, сначала до перехода мы смотрим, есть ли машина, потом убеждаемся, что водитель нас увидел и пропускает нас — он полностью остановился, а потом переходим дорогу и благодарим его за то, что пропускает нас.

Светка:
Обязательно расскажите своим родителям дома о том, что вы сегодня узнали — как правильно и безопасно вести себя на дороге. Обещаете?

Обещаем!

Мама Светки:
И, конечно, если увидите, что родители забыли Правила дорожного движения, обязательно напомните им!

Светка:
Ну и, конечно, за такую плодотворную работу каждый из вас получает подарок!

Аниматоры раздают детям подарки.

Анонс диджитал активности

Светка:
Ребята, а кто из вас хочет выиграть мобильный телефон!

Я-я-я-я!

Светка:
Мы вам подарили раскраски, а в них написано, как принять участие в конкурсе. Выиграть телефон может каждый из вас. Для этого нужно всего лишь написать благодарность водителям и сфотографироваться вместе с посланием. Затем выложить фотографию в интернете. Обязательно покажите своим родителям в раскраске описание конкурса!