Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития умственных операций у детей»
Подготовила: Ионычева Елена Ивановна, воспитатель МБДОУ №4
С малых лет дети должны учиться тому, что будет им необходимо в будущей жизни. Каждый дошкольник это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. У детей дошкольного возраста развитие мышление идет в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
Задача воспитателей и родителей – помочь сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для ума. Все вместе мы должны развивать в доступной и интересной форме память, внимание, речь детей, а так же, такие мыслительные операции, как анализ-синтез, сравнение, обобщение, классификацию.
Лучшим средством для этого являются игры и игровой материал. В процессе игры дети незаметно для себя считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи. В процессе этого формируются определенные логические задачи. Роль взрослых – поддерживать в этом процессе интерес, пробуждать у детей интерес к творческой деятельности.
Занимаясь с детьми, ставьте перед ними задачи, для решения которых требуется умственное напряжение, создаются ситуации, побуждающие к активному поиску решений, опираясь на прежний опыт.
Не надо давать готовых ответов, а только помогать в поиске способов действия. Необходимо учить планировать свою работу, обдумывать решения, осуществлять самоконтроль.
Для развития этих качеств полезны занимательные задачи, загадки, посильные головоломки, шутки из различных журналов, развивающие игры и упражнения.
Предлагаю такие игры:
- Кто больше назовет диких животных.
- Назови одним словом. ( диван, кровать, стул, стол)
- Что лишнее? (медведь, слон, жираф, муравей)
- Какая фигура будет следующей? (повторить порядок фигур)
- Выложить фигуры из палочек, затем переложить, перестроить фигуры, превратив в другие.
- Использовать геометрический конструктор. Выкладывать фигуры по картинке- схеме, по изображению.
- Использовать загадки, математические стихи, задачки-шутки.
- Можно найти в журналах иллюстрации на сравнение, вместе с детьми рассмотреть картинки.
- Кубики, разрезные картинки.
Также предлагаю небольшой перечень примерных игр и упражнений, которые помогут в развитии необходимой операции.
Анализ:
«Что здесь лишнее»?
Цель –развитие умственных операций анализа, обобщения и классификации у ребенка,
Процедура проведения: детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы.
Инструкция: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет является лишним»
Сравнение:
«Найди отличия»
Цель – развитие операции сравнение.
Материал: две одинаковые картинки, имеющие 10 отличий.
Проведение проведения: взрослый кладёт перед ребёнком рядом две картинки.
Инструкция: «Посмотри, эти картинки выглядят как одинаковые, но у них есть отличия. Найди их и обведи».
Классификация:
«Классификация по одному признаку».
Цель – развитие операций обобщения и классификации.
Материал: 16 карточек с изображением птиц, рыб, посуды, мебели (по 4 на каждую группу).
Процедура проведения: Ребенку предлагается разделить картинки на 4 группы. Во втором задании предлагается разделить их на 2 большие группы, объединяя по 2 признакам.
Обобщение:
«Выделение закономерностей».
Цель –развитие операции обобщения.
Материал: набор черных и белых брусков (прямоугольников).
Проведение : ребенку предлагается по очереди 3 задания, в которых предлагают удлинить начатый рисунок.
1 зад. – ЧБ ЧБ ЧБ …..
2 зад. – ЧББ ЧББ ЧББ….
3 зад. – ЧБ ЧББ ЧБББ….
Инструкция: «Удлини заборчик, который я начала».
Рассказать, что они используют для занятий с детьми дома, какие игры больше нравятся.
Надеюсь, что совместными усилиями, мы добьемся лучших результатов развивая умственных операций у детей.