Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития умственных операций у детей»

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития умственных операций у детей»

                                     Подготовила:  Ионычева Елена Ивановна,                                                                           воспитатель МБДОУ №4

С малых лет дети должны учиться тому, что будет им необходимо в будущей жизни. Каждый дошкольник это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. У детей дошкольного возраста развитие мышление идет в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Задача воспитателей и родителей – помочь сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для ума. Все вместе мы должны развивать в доступной и интересной форме память, внимание, речь детей, а так же, такие мыслительные операции, как анализ-синтез, сравнение, обобщение, классификацию.

Лучшим средством для этого являются игры и игровой материал. В процессе игры дети незаметно для себя считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи. В процессе этого формируются определенные логические задачи. Роль взрослых – поддерживать в этом процессе интерес, пробуждать у детей интерес к творческой деятельности.

Занимаясь с детьми, ставьте перед ними задачи, для решения которых требуется умственное напряжение, создаются ситуации, побуждающие к активному поиску решений, опираясь на прежний опыт.

Не надо давать готовых ответов, а только помогать в поиске способов действия. Необходимо учить планировать свою работу, обдумывать решения, осуществлять самоконтроль.

Для развития этих качеств полезны занимательные задачи, загадки, посильные головоломки, шутки из различных журналов, развивающие игры и упражнения.

Предлагаю такие игры:

  1. Кто больше назовет диких животных.
  2. Назови одним словом. ( диван, кровать, стул, стол)
  3. Что лишнее? (медведь, слон, жираф, муравей)
  4. Какая фигура будет следующей? (повторить порядок фигур)
  5. Выложить фигуры из палочек, затем переложить, перестроить фигуры, превратив в другие.
  6. Использовать геометрический конструктор. Выкладывать фигуры по картинке- схеме, по изображению.
  7. Использовать загадки, математические стихи, задачки-шутки.
  8. Можно найти в журналах иллюстрации на сравнение, вместе с детьми рассмотреть картинки.
  9. Кубики, разрезные картинки.

Также предлагаю небольшой перечень примерных игр и упражнений, которые помогут в развитии необходимой операции.

Анализ:

«Что здесь лишнее»?

Цель –развитие умственных операций анализа,  обобщения и классификации у ребенка,

Процедура проведения: детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы.

Инструкция: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет является лишним»

Сравнение:

«Найди отличия»

Цель – развитие операции сравнение.

Материал: две одинаковые картинки, имеющие 10 отличий.

Проведение проведения: взрослый кладёт перед ребёнком рядом две картинки.

Инструкция: «Посмотри, эти картинки выглядят как одинаковые, но у них есть отличия. Найди их и обведи».

Классификация:

«Классификация по одному признаку».

Цель – развитие операций обобщения и классификации.

Материал: 16 карточек с изображением птиц, рыб, посуды, мебели (по 4 на каждую группу).

Процедура проведения: Ребенку предлагается разделить картинки на 4 группы. Во втором задании предлагается разделить их на 2 большие группы, объединяя по 2 признакам.

Обобщение:

«Выделение закономерностей».

Цель –развитие операции обобщения.

Материал: набор черных и белых брусков (прямоугольников).

Проведение : ребенку предлагается по очереди 3 задания, в которых предлагают удлинить начатый рисунок.

1 зад. – ЧБ ЧБ ЧБ …..

2 зад. – ЧББ ЧББ ЧББ….

3 зад. – ЧБ ЧББ ЧБББ….

Инструкция: «Удлини заборчик, который я начала».

Рассказать, что они используют для занятий с детьми дома, какие игры больше нравятся.

Надеюсь, что совместными усилиями, мы добьемся  лучших результатов развивая умственных операций у детей.